Заказ на ремонт тел. +371 22146765  Почтовая форма
MENU

Вход на сайт

Поиск

Новости

Статистика

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Модератор форума: adrihal, TODKENA 
Форум » Происшествия,криминал,скандалы » Скандальные шествия и парады » Пьеса «16 марта»: где фальшивят исполнители
Пьеса «16 марта»: где фальшивят исполнители
ossiaДата: Воскресенье, 16 Мар 2008, 17:11:34 | Сообщение # 1
Группа: Удаленные





Все участники «спектакля» из года в год играют знакомые роли, и памятливому зрителю легко предугадать, кто что в какой момент скажет или сделает. Поэтому автор, многократно участвовавший в представлении в качестве актера, на сей раз решил переквалифицироваться в театрального критика: со стороны виднее и достижения, и ошибки.

События 16 марта похожи на хорошо отрепетированный спектакль

Почему они маршируют

«Плохие парни» из маргинальных националистических организаций, которые с завидным постоянством устраивают демонстрацию 16 марта с обязательным выходом к памятнику Свободы, раздражают всех: и тех, для кого участие в войне на стороне Гитлера - предел человеческого падения, и официальных лиц государства, у которых возникает лишняя головная боль как на внутренней, так и на международной арене, и даже стареньких легионеров, давно отыгравших свое на всех подмостках и желающих исключительно покоя.

Почему же эти ребята никак не угомонятся?

Есть такой взгляд на мир - его принято называть национализмом. Согласно этому мировоззрению права и возможности человека определяет его происхождение. Латвия - единственное место на земле, где может развиваться латышский народ. Поэтому надо сделать так, чтобы он стал полноправным хозяином в своей стране: объявить латышский единственным государственным языком. А большинство инородцев нейтрализовать путем исключения из политического процесса. Кому эти законы не нравятся - скатертью дорога. Пусть они уезжают, а мы с гордостью будем отмечать улучшение демографической ситуации. Такую идеологию разделяет значительная часть латышских политиков.

А теперь проведем экстраполяцию: распространим территорию наибольшего благоприятствования на весь мир. Ясно, что в этом случае приходится говорить не об одном господствующем народе, а об их совокупности - избранной расе. Ясно и то, что недовольных таким порядком выселять некуда - разве что на небеса... Эта идеология, понятно, является нацизмом.

Отсюда очень важный вывод: между немецким нацизмом и латышским радикал-национализмом имеется очевидная идейная связь. Примерно так же соотносятся клептоман, сующий в лавке тайком в карман пачку жвачки, и разбойник, организующий нападение на банк: общественная опасность и статьи уголовного закона разные, а суть действий - незаконное изъятие чужой собственности - одна.

И эту связь очень хорошо чувствуют не только фанаты отечественных эсэсовцев. Не зря человек, стремящийся к популярности, часто отыскивает среди своих близких дядюшку-легионера и с упоением рассказывает, как тот влиял на формирование его личности.

И сами легионеры, выросшие в супернационалистической Первой республике, прекрасно чувствовали эту связь, когда в свое время добровольно шли воевать: гитлеровская власть была для них столь же чужой, как советская, в национальном смысле, но, пожалуй, куда более близка идеологически.

Однако нашим героям недостаточно молчаливого преклонения перед старенькими нацистами, для них важно продемонстрировать его публично, обязательно у главного символа государства. Фальшивят они только, когда говорят, что цель их акции - преклонение перед памятью павших.

16 марта эти люди празднуют свой день победы, достигнутой не на полях сражений, а в скучной политической борьбе через 45 лет после заключительных залпов.

И мне хорошо понятно их возмущение, когда лицемерные политики, пользующиеся всеми плодами этой победы, запрещают ее праздновать и - верх двуличия - предлагают перенести на День Лачплесиса, который, в отличие от 16 марта, не имеет никакого отношения к сегодняшним реалиям.

Почему и как они протестуют

Ясно, что в расколотом обществе - таком, как латвийское, - любое действие нарывается на противодействие. Ясно, что если поклонников легионеров вдохновляет на подвиги очевидная связь между целями легионеров тогда и латвийского государства сейчас, то их противников в равной степени возмущает и то и другое.

Ясно, что если мировое сообщество вполне благосклонно относится к внутренней политике Латвии, но не приемлет воспевание ветеранов СС, то важно указать ему, что одно прямо истекает из другого.

В борьбе с восхвалением ветеранов нацизма необходимо отметить две важные вехи. В 1998 году мероприятие осудили в совместном заявлении первые лица России, Германии и Франции. С тех пор государственные мужи избегают принимать в нем участие и событие приняло нынешний формат.

В 2005 году удалось организовать яркую массовую акцию, когда на пути демонстрантов встали люди в полосатых костюмах, символизирующих униформу узников концлагерей. Картинка обошла весь мир. Но поговорили - и забыли.

А политика страны не изменилась, и поклонники легионеров все ходят. Как повторить тот успех - серьезная творческая проблема. Похоже, пока не решенная.

Но если неясно, что можно сделать правильного и хорошего, то это не значит, что надо делать нечто неправильное и плохое. Меня, к примеру, шокируют требования к властям запретить шествие. Во-первых, так поступить отцам Риги не позволяют ни Конституция страны, ни международные документы по правам человека. Запретить массовое мероприятие по идеологическим соображениям нельзя, как бы ни была отвратительна та или иная идеология. Вот если на этом мероприятии будет нарушен закон, то виновных следует привлечь к ответственности - и это проблема судебной власти, а не муниципальных чиновников.

Замечательно, что долгое время латвийские власти цинично игнорировали право на свободу собраний. Года полтора назад состоялось неожиданное решение Конституционного суда, которое вернуло ситуацию в правовое поле. И когда теперь люди, неоднократно платившие штрафы на основании, как выяснилось, антиконституционных законов, предлагают продолжить преступную практику, то это, мягко говоря, близоруко.

С первым последствием такого правового нигилизма мы столкнулись, когда был не разрешен «Русский марш», - власть показала, что в ответ на просьбы населения охотно готова что-нибудь запретить.

Во-вторых, я полагаю, что марширующие неонацисты и нынешние правители города исповедуют во многом схожие взгляды. А заставлять власти репрессировать своих, да еще противозаконными методами, весьма опасно.

Не надо забывать об эстонском прецеденте. У наших северных соседей в какой-то момент как грибы после дождя стали расти памятники тамошним легионерам. Скульпторы-натуралисты имели привычку тщательно вылеплять все знаки отличия и вооружения гитлеровской армии. Разумеется, это вызвало суровую критику из-за рубежа, и правительство распорядилось о сносе, причем сделало это незаконно, ибо вопрос находился исключительном в ведении местной власти.

Тут уже праведный гнев охватил эстонских националистов. Как назло, на носу были выборы, и властям не оставалось ничего другого, как в целях консолидации общества и возвращения популярности снести Бронзового солдата.

В-третьих, и это самое главное, надо решить, что нам больше не нравится - собственно айсберг или его маленькая надводная часть. Разве, если мы заставим сидеть дома пару сотен активистов крайних организаций, проблема восхваления недобитых гитлеровцев будет решена?

Есть некое явление - государственный национализм, - которое вызывает наше возмущение. И бороться надо с ним, а не с внешними проявлениями этого национализма. Вот если бы на марш 16 марта, как в 90-е годы, вышли тысячи человек во главе с министрами и генералитетом, если бы им противостояла столь же многочисленная толпа антифашистов - тогда можно было бы ожидать массированного внешнего давления на Латвию, которое могло бы повлиять и на правительство, и на народ.

Целью антифашистского движения в Латвии должны быть не прекращение отвратительных пронацистских демонстраций, а серьезные изменения в мировоззрении широких масс. Когда население поймет, что 16 марта - день национального позора, когда большинству народа, а вслед за ним и политикам станет стыдно за позорное сотрудничество с гитлеровскими захватчиками, то можно будет констатировать, что цель достигнута.

К примеру, в Германии регулярно происходят неонацистские демонстрации. Это проблема, но никто не заподозрит, что за молодчиками стоят серьезные политики и немецкий народ. Причина в том, что немцы в свое время прошли через всеобщее покаяние за свои грехи во время войны. Латышам, чьи лучшие сыны 16 марта 1944 года плечом к плечу с германским союзником воевали под Великим Луками, такое покаяние еще предстоит, и только оно способно радикально изменить внутреннюю политику нашего государства.

Почему они трусят

В любой пьесе наряду с главными есть и второстепенные герои. Мне неинтересно разбирать позицию официальных политиков, старательно уклоняющихся от обсуждения больной темы. 16 марта - ежегодный пик зарубежных командировок несмелых отцов нации. Не слишком любопытно и заниматься анализом действия тех, кому не отвертеться, - МВД и городских властей, которые единственные вносят разнообразие в процесс, ежегодно принимая разные решения.

Но есть еще один малозаметный игрок, к роли которого стоит присмотреться. Второй год подряд политическое объединение «Центр согласия» призывает народ игнорировать мероприятие, объявляя его шоу группки радикалов, стремящихся покрасоваться перед телекамерами и поссорить русских с латышами.

Политическая оценка этого призыва состоит в том, что для партии стремление скомпрометировать конкурентов стоит выше, чем стремление достичь своих целей. Ясно, что политический темперамент не позволяет согласистам активно протестовать. Значит, надо оскорбить протестующих антифашистов, среди которых много активистов ЗаПЧЕЛ, обозвав их экстремистами.

Между тем события 16 марта - серьезная брешь в идеологии латышского истеблишмента. И если партия, завоевавшая на выборах две трети голосов русскоязычного населения, принципиально отказывается использовать в своих интересах такую подставу противника, то для власти это сигнал: оппозиция беспомощна, можно спокойно продолжать ее игнорировать.

Но еще важнее психологическая оценка. Стремление зарывать голову в песок, игнорировать серьезнейшие разногласия между значительными массами людей, наивная надежда с помощью повышенной лояльности преодолеть этнические противоречия - наша хроническая ошибка, охотно повторяемая еще и еще.

Помните бессмертное «мы за вас голосовали, а вы нас гражданства лишаете»? Урок абсолютно не впрок.

Разве те же легионеры, рвавшиеся повоевать с ненавистными Советами, не могли предполагать, что их просто используют? Разве преступления гитлеровцев не были очевидны и трудно было спрогнозировать, что следующей жертвой могут стать они сами? Но так сладко проявлять лояльность - что тогда, что сейчас...

Александр ГИЛЬМАН

Источник: Час

http://www.chas-daily.com/win/2008/03/14/index.html?
-----------------------------7d8203298024a
Content-Disposition: form-data; name="smiles_on"

1

Прикрепления: 1545913.jpg(25Kb)
 
Форум » Происшествия,криминал,скандалы » Скандальные шествия и парады » Пьеса «16 марта»: где фальшивят исполнители
Страница 1 из 11
Поиск:

Яндекс.Метрика