16:34:35
Дефицит строителей в Латвии

Сдаем 2005-й, принимаем 2006-й

Строительство — одна из немногих сфер латвийской экономики, которая обладает высокой добавленной стоимостью и вносит весомую лепту в стремительно растущий ВВП. Выше приросты объемов в этом году были зафиксированы в торговле, транспорте и связи. Куда смотрят наши прорабы экономики и каковы главные итоги уходящего года — об этом в сегодняшней публикации Телеграфа.

Чем ознаменовался уходящий год для представителей строительной отрасли?

Работы много, работающих мало

За 9 месяцев этого года объемы строительства в Латвии составили 550,5 млн. Ls, что на 15,7% больше, чем за аналогичный период 2004-го, свидетельствуют данные ЦСУ. Привычными стали рапорты об успехах, особенно на ниве жилищного строительства. Однако все чаще диссонансом в них вклиниваются тревожные нотки.

Пожалуй, главная проблема, явственно проявившаяся в 2005 году, — это дефицит как рабочих, владеющих строительными специальностями, так и инженеров и проектировщиков. Те архитекторы и проектные фирмы, которые пользуются популярностью среди девелоперов, имеют 3-4-кратную загрузку. Некоторые набирают портфель заказов уже на 2007-2008 годы. Приходится признать, что дрожжами роста отрасли в последние годы у нас была дешевая рабочая сила. Строители могли предоставить заказчику конкурентоспособные цены, а дешевизна была и остается главным критерием выбора подрядчика, особенно когда речь идет о конкурсах государства и самоуправлений.

Можно прогнозировать, что в дальнейшем дефицит рабочих рук приведет к замедлению роста объемов строительства: платить еще не уехавшим за границу строителям надо будет значительно больше, объекты станут дороже, а платежеспособность заказчика не безгранична. Эксперты, в частности аналитики банка NORD/LB, прогнозируют, что через год число тех, кто может взять кредит на приобретение жилья, истощится. То есть вполне логично предположить, что спрос упадет, прибыль разработчиков проектов уже не будет такой убедительной, и, соответственно, объемы строительства снизятся. Экономить на качестве новостроя, которое в последнее время подвергается критике, тоже не получится — конкуренция не позволит.

Можно и по-старому...

В Латвии в дефиците кадров любят винить заграницу. При этом гораздо реже говорится, что одна из причин дефицита профессионалов — явный недостаток учебных заведений, способных готовить их качественно и в нужном количестве. В результате инженеров на стройки уже приходится импортировать, тогда как армия психологов, специалистов по PR и юристов-недоучек простаивает или, вернее, просиживает без дела. Это пробел, ответственность за который, в первую очередь, должно взять на себя Министерство образования и науки.

Результат: в конце 2005 года уже не выглядят беспочвенными разговоры о возможном завозе строителей из бывших братских республик СССР. Еще один ресурс, упомянутый опрошенными Телеграфом экспертами, — повышение производительности труда на стройке. По этому показателю Латвия пока сильно отстает от развитых стран. Другими словами, месить раствор лопатами и таскать кирпичи на верхние этажи на себе, конечно, можно и дальше. Но строиться такой объект будет дольше, а обойдется дороже.

Чего курим? Бетон не завезли!

Еще один дефицит, нарисовавшийся на некогда безоблачном горизонте, — нехватка строительных материалов и, как следствие, их удорожание. Всем памятен октябрьский ажиотаж с хлебом строительства — цементом. Он заставил строительную ассоциацию и руководителей крупных фирм бить тревогу: в Латвии нет единой и продуманной политики планирования производства необходимых материалов. В результате материалы, для производства которых в Латвии есть собственные ресурсы, приходится завозить из соседних стран.

Кроме цемента в список дефицита время от времени попадают кирпич, сухие смеси, газобетон, стеновые конструкции, покрытия для крыш, другие материалы. По сути, сегодня строительство переживает последствия развала производства в начале и середине 90-х. Выход из положения? Его советуют искать в управлении отраслью. Давно назрела необходимость создания специализированного отраслевого министерства. По словам президента Латвийской ассоциации строителей Виктора Пуриньша, в Латвии вопросами строительства занимаются сразу четыре министерства. Штаты строительных отделов и департаментов раздуты, а толку нет. Да и та же подготовка кадров, вероятно, тоже не должна пускаться на самотек, а кем-то координироваться. Кем?

Варягов — в прорабы?

Данные ЦСУ свидетельствуют, что в третьем квартале строительные издержки увеличились на 9,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Если принять во внимание, что сейчас стоимость строительства у нас на 20-30% ниже, чем в Европе, то при сохранении нынешней динамики цены сравняются через два-три года. Многие строители сетуют на то, что сейчас невозможно предугадать, какими будут цены, что затрудняет выполнение договоров и заставляет компенсировать возрастающие убытки за свой счет, мирясь с потерями. Поэтому некоторые компании могут обанкротиться, а на их место придут другие, пришлые.

Хотя опять же, они вряд ли повезут к нам своих рабочих. Янис Коситис, финансовый директор крупнейшего игрока на рынке жилой недвижимости фирмы Rїgas Pilsєtbћvnieks, сказал Телеграфу, что уже сегодня у нас не редкость так называемые строительные компании из Скандинавии, Германии, других стран Европы. Однако они представляют из себя двух-трех менеджеров и инженеров, а остальная рабочая сила набирается на месте.

ЕС не говорит Yes!

Спустя пару лет после вступления в ЕС иностранные инвестиции пошли на убыль. За 10 месяцев 2005-го Латвия в виде прямых иностранных инвестиций получила 302,5 млн. Ls, что на 6%, или на 19,3 миллиона, меньше, чем за аналогичный период прошлого года, свидетельствует платежный баланс Латвии. Не шибко осваиваются у нас и средства еврофондов. От этого, понятно, страдает и строительство, за исключением, пожалуй, строительства дорог.

Еще один печальный урок уходящего года, связанный с "безграничным" рынком ЕС, — наших строителей в Европе не очень-то и ждут. До сих пор их главным козырем была конкурентоспособная цена рабочей силы. Но это, во-первых, не по нраву европейским профсоюзам (история латвийской компании Laval и шведских тред-юнионов). Во-вторых, "старая" Европа все чаще указывает нашим на дверь. Так, например, Kalnozols celtniecїba вынуждено было свернуть работу дочерней фирмы в Германии, куда хлынула относительно более дешевая рабочая сила из других стран Восточной Европы, и цены латвийской фирмы для немцев перестали быть привлекательными.

Пожалуйте на регистрацию

Прошедший год памятен и кое-какими бюрократическими новшествами в отрасли. B Латвии отменили лицензирование строительных компаний, вместо этого с 1 июля введен специальный Регистр подрядчиков. В него должны записываться коммерсанты, желающие вести коммерческую деятельность в одной или нескольких строительных отраслях. По прогнозам Минэкономики, благодаря Регистру подрядчиков должно значительно увеличиться число легально работающих предприятий, возрастут налоговые поступления в госбюджет. Кроме того, простота новых требований, возможно, сподвигнет так называемые черные бригады, занимающиеся возведением частных домов, к легализации своей деятельности.

С 1 июля вступило в силу и другое нововведение: теперь все без исключения строительные фирмы должны страховать свою деятельность до сдачи объекта в эксплуатацию. В принципе, крупные строительные фирмы и до этого страховали свою гражданско-правовую ответственность — слишком много рисков. А вот для мелких фирм это стало еще одним поводом увеличивать расценки.

ОБЪЕКТЫ

Этот год не может похвастаться сдачей в эксплуатацию особо крупных объектов. Тем не менее он заложил фундамент для многочисленных крупных "новоселий" в недалеком будущем — активно строятся дороги, закипела работа на Южном мосту, тут и там подрастают офисные здания и масштабные жилые комплексы.

n Из завершенных в этом году можно упомянуть следующие объекты: в Риге — жилое и офисное здание Centra nams, два учебных корпуса Балтийского Русского института, новый детсад в Дрейлини; в Даугавпилсе — автовокзал и гостиница Park hotel Latgola, реконструированный стадион Esplanаde; в Вентспилсе — Ventspils Grain Terminal; в Юрмале — дошкольное учреждение NamiҐљ; в Рижском районе — Яунмарупская начальная школа; в Прейльском — цех Preiџu siers; в Цесисском — новая пивоварня Cesu alus.

ЦИФРА

800 млн. Ls

На такую сумму, по прогнозам, было выполнено строительных работ в уходящем году.

ЭКСПЕРТИЗА/ЭКСПЕРТИЗА/ЭКСПЕРТИЗА/ЭКСПЕРТИЗА/ЭКСПЕРТИЗА

Как у вас год прошел?

Эрвин БУТКЕВИЧ, заместитель председателя правления компании Kalnozols celtniecїba:

— Первое и главное: было очень много работы, и это радует. Если раньше строители сражались за заказчика и "пускали друг другу кровь", то сейчас между заказчиками и строителями здоровый паритет, они действительно договариваются.

Второе. Год стал порой несбывшихся ожиданий. Из-за повышения цен многие недосчитались запланированной прибыли. Нам, наемным работникам, трудно ответить учредителям и хозяевам бизнеса на их вопрос, в чем дело.

Третье. Предвкушение будущего года — кисло-сладкое. Сладкое, потому что работы будет еще больше. Кислое — потому что не знаешь, кто в твоей компании станет выполнять эту работу.

Аустрис САЛА, председатель Совета АО Latvijas tilti:

— Для нас год был довольно удачным — мы начали строительство Южного моста. Кроме того, началось масштабное освоение денег из еврофондов. Мы участвуем в строительстве участков дорог на Via Baltiсa, реконструкции мостов.

В то же время 2005 год оставляет не только приятные воспоминания. Обострился дефицит кадров — деньги есть, а осваивать их некому. Мы предлагаем хорошую зарплату для квалифицированных рабочих и инженеров — от 600 латов и выше. Нужны инженеры, профессионалы — монтажники и сварщики, нужна молодежь. Не исключаем возможности, что будем приглашать их из России, Белоруссии, с Украины.

Затронул нас и дефицит цемента, он задержал выполнение работ на некоторых объектах. И в следующем году я не вижу, что что-то в этом плане изменится к лучшему. Заказчики вряд ли будут перечислять больше денег в фонды зарплат, надо использовать внутренние ресурсы — улучшать организацию работ, повышать производительность труда.

Что касается нашей компании, то в 2006-м предстоит выполнить основные объемы по сборке и сварке стальных полотен и их выдвижению на опоры Южного моста.

Леонид ЯКОБСОНС, директор Государственной строительной инспекции:

— Мы уже привыкли к ежегодному приросту объемов строительства. В этом году должен быть рекорд — около 800 миллионов латов. Это хорошо.

Плохо, что нет ни одной фирмы, которая бы не ощущала нехватки кадров. Молодежь идет учиться в гуманитарные области. Во весь рост встала и проблема дефицита проектировщиков. В дальнейшем это может сказаться и на качестве объектов — много сырых проектов. У нас уже бывают случаи, когда приходят строители и говорят: по этому проекту строить нельзя, это опасно.

Что пожелать в новом году? Не только строительству, но и всем: чтобы зарплаты у нас росли так, чтобы не только вернулись те, кто уехал в Ирландию, но и ирландцы приезжали бы к нам работать.

"Телеграф", 27 декабря 2005 года










 






 




АВТО-МОТО









 

Категория: Строительство | Просмотров: 1156 | Добавил: ossia
Всего комментариев: 0
avatar