15:49:56
УРОКИ ЛАНДШАФТНОЙ АРХИТЕКТУРЫ.Урок второй: дренаж и ливнеотвод

Итак, мы поздравляем нашего читателя со вступлением в права землевладения. Как известно, истинный землевладелец это тот, кто почувствовал желание заботиться о своей собственности и осознал необходимость осуществления комплекса мероприятий по улучшению ее функциональных и эстетических качеств.

Каждый участок обладает своими индивидуальными особенностями, играющими важную роль при выборе тактики первого этапа работ. Это и преобладающие направления ветров, и температурный режим, и рельеф, и уровень грунтовых вод. Однако, поскольку в нашем уроке речь идет о территории Ленинградской области, можно привести ряд общих рекомендаций.


Дренажные системы

Первоочередная проблема, требующая решения, – высокий (относительно поверхности земли) уровень грунтовых вод.

Для обеспечения полноценной жизнедеятельности большинства растений грунтовые воды должны находиться не выше 1 м от проектных отметок поверхности участка. Если в действительности это не так, приходится понижать уровень грунтовых вод и осушать участок. При этом, как правило, выполняют два мероприятия: устраивают дренаж и повышают проектные планировочные отметки уровня земли. Основываясь на данных гидрогеологии, устанавливают нулевую отметку. Затем выбирают принципиальную схему дренажа и способ устройства дрен. Задача дренажа – локализовать грунтовые воды и отвести их в придорожные канавы или в ближайшие существующие и проектируемые водоемы.

Определив по геодезической съемке преобладающее направление уклона участка и рассчитав количество и трассировку дрен, приступают к разбивке системы на территории.

Оптимальная глубина траншеи – 1 м, хотя в каждом конкретном случае цифра эта может варьироваться.

На современных дачных и коттеджных участках в основном устраивается закрытый дренаж, который не нарушает облика территории и позволяет использовать почву над дренами для посадки растений или устройства газонов.

Важно правильно выбрать и саму конструкцию дрены (чертеж 1), и ее наполнение. Простейшая представляет собой выкопанные с уклоном в сторону конечного водоприемника (например, дорожной канавы) траншеи, в которые уложены строительный мусор (битый кирпич, камень, старая штукатурка) или очищенные от листьев ветви деревьев.

Дно и стенки траншей уплотняют мягкой жирной глиной, создавая водоупор. После этого укладывают наполнитель и производят засыпку щебнем и грунтом до поверхности земли.

Такое решение минимизирует затраты, но имеет и серьезный недостаток – кратковременность (в масштабах благоустройства) действия. Отсутствие в конструкции дрены автономной отводящей линии приводит к быстрому заиливанию наполнителя и ухудшению работы системы. Кроме того, подобную схему не рекомендуется применять под дорогами, т. к. из-за недостаточного уплотнения возможно проседание грунта над траншеями и, как следствие, деформация дорожного покрытия.

Возникновение таких проблем исключается при устройстве более современной и долговечной конструкции (чертеж 2).

Здесь трубы (асбестоцементные с пропилами или перфорированные пластиковые) играют роль водоотвода, а песок и щебень, укладываемые послойно, – роль фильтра и водосбора.

В один этап с дренажными работами рационально включить и монтаж инженерных сетей, начиная от оборудования септиков (для бытовой канализации) и скважины (колодца) и заканчивая трассированием электрических кабелей к местам подключения уличных светильников.


Ливневая канализация

Поскольку для Ленинградской области характерно большое количество осадков, рекомендуем предусмотреть сеть ливневой канализации.

Она осуществляет сбор поверхностных вод с кровель зданий (при помощи водоприемных воронок) и дорожных или газонных покрытий (при помощи водоприемных лотков). Минимальная глубина заложения коллекторов принимается ниже глубины промерзания грунта. Если же по каким-то причинам это невозможно, в качестве укрывающего теплоизолирующего слоя используется утеплитель (пенополистирол), что позволяет сократить глубину траншей до 70 см от поверхности земли.

Диаметр используемых труб, полиэтиленовых или асбестоцементных, зависит от расчетного количества ливневых вод.

Дно траншей, оборудуемых для прокладки труб, уплотняется. Если основание траншей представлено пучинистыми грунтами, необходимо создать песчаную подушку и лишь после этого монтировать коллекторы. Во избежание последующего проседания грунта в траншеях, обратная засыпка производится с послойным тромбованием.

Как и дренаж, ливневая канализация проектируется с нормативными уклонами, образуемыми дном траншей, и выводится либо в придорожные канавы, либо в водоемы, либо (при соответствующем уровне грунтовых вод) в водопоглощающие колодцы. Учитывая вышесказанное, возможно объединить направления головных дренажных коллекторов и коллекторов ливневой канализации в единую систему для сокращения трудозатрат при производстве работ и более рационального использования подземного и надземного пространства участка. Однако не стоит выводить воды ливневой канализации непосредственно в дрены, т. к. это приведет к насыщению почвы влагой из-за чрезмерной нагрузки на дренажную систему.

После того как закончены устройство дренажа и монтаж сетей, следует приступать к вертикальной планировке территории.

Для упрощения задачи процесс можно разделить на два этапа: непосредственно перемещение и планирование земляных масс и создание оснований под газоны и цветники.

Предварительно определив будущий рельеф участка, местонахождение террас, подпорных стен, площадок, водоемов, приступают к земляным работам.

Если вы предполагаете повысить общую планировочную отметку участка или создать возвышенности, может возникнуть необходимость в использовании привозного грунта.

Точно определить его количество – задача картограммы земляных масс, итогом составления которой является определение общего баланса насыпи и выемки. Разница между ними – и есть количество грунта в куб. м, требующее ввоза или вывоза с вашей территории.

Грунт для вертикальной планировки (за исключением плодородной почвы, используемой для создания газонов) может быть не богат органическими и минеральными веществами, но желательно, чтобы процентное содержание торфа, глины и корней растений в нем было невысоко. Если есть возможность, проверьте грунт и на радиационный фон.

Если позволяет решение генерального плана и существующая ситуация (наличие организованных подъездов, взаиморасположение строений и растительности), работы по вертикальной планировке проводят механизированным способом. Бульдозер, трактор или мини-комбайн выполнит глобальные задачи по транспортировке и перемещению основных масс грунта. Окончательная же планировка производится вручную, с применением измерительных геодезических приборов.


Подпорные стены

В местах резкого перепада рельефа, при организации террас, площадок, имеющих значительную разницу отметок с основной плоскостью участка, организуют подпорные стены или склоны с травяным покрытием.

Вчерне грунтом формируют контуры предполагаемых элементов благоустройства и проводят разбивку в соответствии с чертежами.

Наиболее распространены следующие конструктивные решения подпорных стен: бетонные с облицовкой природным камнем или плиткой, каменные, выкладываемые плитняком (чертеж 3). При этом обязательно устройство фундаментов из щебня или камня. Для подпорной стены, высота которой не превышает 60 см, достаточно щебеночной подушки толщиной 20-30 см. Если стена выше 1 м, глубина заложения фундамента должна быть не менее 70 см, иначе неизбежно раскрытие трещин и другие деформации конструкции.

Очень декоративны протяженные травяные склоны. Однако следует учитывать, что во избежание размывания основы газонного покрытия необходимо укреплять откосы пластиковой или крупноячеистой бетонной сеткой.

Ко второму этапу работ следует приступать по истечении некоторого времени, необходимого для того, чтобы дать насыпным грунтам устояться.

Технологическая схема второго этапа, включающего в себя работы по созданию газонных и дорожных покрытий, будет дана в следующем уроке.

 

Ольга Куркова,
руководитель ландшафтного отдела ГИА


Все статьи (оглавление Библиотеки


http://library.stroit.ru/articles/les2/index.html

На главную
Информационно-поисковая
система строителя










 






 




АВТО-МОТО









 

Категория: Ландшафтный дизайн | Просмотров: 985 | Добавил: ossia
Всего комментариев: 0
avatar