Известны случаи, когда инспекторы Центра госязыка провоцировали людей, добиваясь, чтобы в ходе беседы они переходили на русский язык. К тому же "ревизоры" не только проверяли, насколько человек использует латышский язык в рамках трудовых отношений, но и пытались "поставить оценку" уровню владения латышским языком в целом. Хотя совершенно очевидно, что кондуктору в электричке совсем не обязательно говорить с пассажирами об искусстве или науке на латышском языке.
Кроме этого, Центр госязыка требует, чтобы их учреждению разрешили почти в три раза увеличить число инспекторов — до 30 человек, а заодно повысить зарплату до 300- 400 латов в месяц.
- Подобные проверки должны были уйти в прошлое еще в конце 90-х годов, как уже ушли в прошлое такие понятия, как "рэкет" или "малиновые пиджаки". Действия Центра госязыка выглядят абсолютным безумием для страны, которая больше года назад вступила в Европейский союз, — считает председатель объединения "Центр согласия" Нил Ушаков.
Объединение "Центр согласия" призывает всех жителей Латвии, подвергшихся повторным проверкам на знание латышского языка, подать в Административный суд иск против Центра государственного языка.
Только так можно противостоять проведению на предприятиях новых необоснованных проверок.
- Остановить террор Центра госязыка могут люди, подвергшиеся повторным проверкам. Только эти люди вправе оспорить новое положение о Центре госязыка, дающее инспекторам столь широкие и вольно трактуемые ими полномочия. В судебном порядке необходимо доказать, что проверки, устраиваемые Центром госязыка на предприятиях, нарушают права человека. Почему человек, уже сдававший экзамен, получивший свидетельство о знании языка и не имеющий по этому поводу нареканий, должен в рабочее время подвергаться каким-то проверкам? С тем же успехом можно обязать всех водителей повторно сдавать экзамен на вождение! — подчеркнул депутат Сейма от "Центра согласия" Андрей Клементьев.
"Центр согласия" готов предоставить бесплатную помощь по подготовке исков, а также обеспечить юридическую поддержку во время всего судебного процесса.