18:48:52
Стили в современном интерьере.

Стили в современном интерьере.

Сентябрь 15, 2005

Стилей столько, сколько вкусов, которые надо удовлетворить
Эдгар По

Вопрос о стиле всегда был актуален, т.к. проектирование стало в основном индивидуальным.
Стиль – по своей природе чисто социальное явление. Его формирование зависит от материальной и духовной деятельности людей, отражает состояние развития общества.
Эпохи формировали особые представления о красоте и художественной гармонии.
Стиль постоянно развивается и изменяется. Каждый стиль порождается определенной эпохой, вместе с ней эволюционирует и отмирает или переходит в другой стиль. Стиль в узком смысле, конечно, может быть воспроизведен, но тогда он будет восприниматься как декорация, оформление, как средство украшения. А образ дома человека напрямую зависит от его вкуса, образа жизни, благосостояния, характера и темперамента.
Основная задача дизайнера – разработать интерьер помещения, учитывая образ жизни, пожелания и возможности заказчика таким образом, чтобы прослеживалась общая линия в оформлении интерьера, его отдельные элементы гармонично и естественно сочетались между собой, создавали единый образ.
Сегодня очень часто в интерьерах прослеживается смешение стилей (эклектизм). Например, в классическом интерьере могут присутствовать элементы современного дизайна.
Рассмотрим основные элементы стилей разных исторических эпох, которые востребованы и сегодня.

Египетский стиль (III тысячелетие до н.э.) – первый оформившийся стиль. Одной из главных особенностей стиля была функциональность. Египтяне создавали не перегруженные деталями, но комфортабельные жилища. Интерьеры домов были очень яркие, расписанные, с обилием ковров, занавесей с рисунком, которые использовались как перегородки. Для облицовки стен применялись изразцы с сюжетными (мифологические сцены) или орнаментальными композициями (виноградная лоза – символ жизни). Сцены и орнамент всегда располагались фризообразно (горизонтальные полоски). Изображение фигур было плоское, условное. В интерьерах учитывался принцип симметрии и цветовых контрастов. Предметы и фигуры обводились черным цветом. Египтяне первыми изобрели собственно мебель (например, кровать), стали активно применять древесину, а также гнули ее под паром (х-образный табурет). Как правило, в архитектуре применялись очень крупные формы – это стремление к божественному (несоответствие с естественными параметрами человеческого тела, вызывавшие у человека чувство подавленности, страха, благоговения).

Античность (Греция и Рим). В Греции впервые «изобрели» ордер (VI-V вв. до н.э.) – это стоечно-балочная конструкция (колонны и перекрытие). Дорический ордер отличает простота и мужественность форм, ионический ордер – легкость, стройность, изящество, коринфский ордер (появился чуть позже) – декоративность. Идеалом древних греков был гармоничный, разумный, всесторонне развитый человек, поэтому они соотнесли размеры построек с размерами человека. Древнегреческая архитектура была очень гармоничной и целостной, греческое искусство – довольно реалистично. К цвету греки относились предметно (например, цвет утреннего неба). Римляне, совместив греческий ордер, арку и цилиндрический свод «изобрели» арочно-ордерную ячейку. Стал применяться купол. Появились первые мозаики, сначала на полу, потом на стенах. Один из элементов орнамента – миандр (прямоугольная волна). Часто использовались морские темы, знаки зодиака. Появилось огромное количество тканей (покрывала, занавески), окрашенные натуральными красителями. Греки изобрели первый стул. Мебель инкрустировалась серебром, золотом, украшалась скульптурой. Вся архитектура и скульптура была цветная, интенсивных и контрастных оттенков. В Риме появились первые бани – термы, а также система центрального отопления, водопровод и канализация. Римляне стали использовать теплые полы (по трубам подавалась горячая вода из котлов кухни). В больших количествах в интерьерах применяется мрамор. Позже появляются изделия из стекла и бронзы.

Византийский стиль – Византия была преемницей Рима. В интерьерах появляется роскошь, близкая к восточной. Для украшения используется много серебра и золота, цветная роспись, резьба, вставки из слоновой кости, великолепные шелковые ткани с богатым узором. Потолок в помещениях был увит виноградной лозой из серебра и золота. В Византии изобрели новый тип мозаики – из цветного стекла (смальты). Также очень много применялось мрамора для облицовки стен и пола. Его нарезали пластинами различной толщины. Основное отличие от Рима – влияние философии христианства.

Романский стиль (950-1250гг.). Романский стиль сложился в средневековой западно-европейской архитектуре Х-ХII вв. в условиях феодального строя на основе совмещения византийских и местных строительных форм. Средние века – это крестовые войны. Архитектура сооружений была суровой, имела крепостной характер. Замки возводились на возвышенных местах, рядом с реками. Высота залов в замках – 7-8 метров, в центральном зале – огромный камин. Большую роль в интерьере играли ткани – это декор, а также утепление помещения. С Востока приходит балдахин как элемент зонирования, чтобы отделить место сна и отдыха. На окнах появляются ставни. Потолочные балки не маскируются. Двери массивные и тяжелые, украшенные резьбой. Основные черты построек – полуциркульные арки и перспективные порталы, маленькие окна, опоры по центру помещения, цилиндрические и крестовые своды. Свойства построек – монументальность, суровость и лаконичность форм, сочетание массивных разновысоких геометрических объемов практически без орнамента и тяжелыми сводами. Излюбленная форма построек – башня.

Готика (1140-1520 гг.). С середины ХII по ХV-ХVI вв. готика завершила развитие средневекового искусства. Внутри феодального общества возник новый класс – городская буржуазия. Появились города – торговые и ремесленные. Ведущие архитектурные объекты – городские соборы, ратуши, торговые ряды, городские башни. Готический стиль – это храмовые сооружения. Характерная особенность – стрельчатый свод, который конструктивно превосходил полуциркульную систему сводов. Основные черты построек - стрельчатые окна и порталы, круглые окна – «розы», гигантские ажурные башни и остроконечные шпили, огромная высота помещений (человек ощущает себя «песчинкой»), обширные по площади окна с витражами, статуи и сложный орнамент на плоскостях. Исчезает цвет, нет икон, позолоты – монохромность. Но при этом огромное количество витражей. Пятна цветного света придавали конструкциям фантастический цветовой облик.

Возрождение (Ренессанс) – конец ХIV – начало ХVI вв. С оживлением жизни в городах феодалы стали строить себе городские резиденции – палаццо. Появляется этаж, соотнесенный с ростом человека. Отличительная черта построек – членение фасада на этажи. Ордер стал применяться не в масштабе всего здания, а в масштабе этажа, а карниз наоборот, чрезвычайно массивен и соотносится со всем зданием. Для Возрождения характерно, что каждое членение оформляется декором. В декоре основные элементы – это миандр, акант, бусы, ионики, фигурки людей, цветочки. Все помещения имеют строгую геометрическую форму и симметричны, потолки кессонированы (кессон оформлен орнаментом, рамой). Низ стен обшивали деревянными панелями, их украшали резьбой, росписью. Резьба сложная, множество фресок. Появляются первые портретные галереи. В искусстве – реалистическое изображение человека. Много драпировок интенсивного цвета, очень моден стал бархат, кожа. Возрождение – это первый поворот к классике. Величайшим мастером позднего Возрождения был Микеланджело Буонаротти.

Барокко (итал. barocco – странный, причудливый). Возник в Италии в конце ХVI века и стал направлением в искусстве Европы и Америки до середины ХVIII века. «Отцом барокко» считают итальянского скульптора и архитектора Микеланджело Буонаротти. Венец его творчества – Собор Св. Петра в Риме уже причисляют к стилю барокко. В это время полностью отказываются от симметрии в композиции, открывая новые возможности. Появляются здания с выпуклым, вогнутым или даже криволинейным фасадом. Основные черты построек – сложный криволинейный план и очертания линий, причудливость пластики фасадов, применение сложных многообразных и живописных форм на основе овала, эллипса и полуокружности, полуциркульные окна, разорванные фронтоны, спаренные колонны и пилястры, массивные парадные лестницы, пространственный размах комплексов, слияние искусств (архитектуры, скульптуры, живописи), декоративность интерьеров, применение зеркал в интерьерах. Ордер применяется как декоративно-пластическая форма наравне со скульптурой. Стремление к нарочитой пышности, к совмещению реальности и иллюзии. На потолках плафоны с фресками в окружении позолоченного резного декора. Стены обтягивались шелком и бархатом, тисненой кожей с рисунком золотом. Камин становится современных пропорций, прямоугольным, над ним зеркало и украшения по бокам. Появляется паркет на полу. Много серебра для украшения, инкрустация мебели, утварь из серебра. Мебель делается близкой к масштабам человека.

Русское барокко (до 60-х гг. ХVIII в.) отличалось жизнерадостностью, масштабностью, монументальностью ансамблей. Живописный силуэт, монументальный размах и многоцветье характеризует общественные здания. В отличие от Западной Европы, где здания облицовывали камнем, в России их штукатурили и красили в яркие, контрастные цвета (синий, лазурно-голубой с белым, желтый с белым).

Рококо (рокайль – причудливая раковина), или позднее барокко, появился во Франции в 20-е годы ХVIII века и существовал до середины ХVIII в. Наблюдался уход от жизни в сторону театральной фантазии. Углы комнат закругляются, все стены украшаются резными панелями и зеркалами, которые расширяют пространство и создают неопределенность. Для рококо характерно обращение к камерным темам. Преобладают нежные, пастельные тона (голубые, розовые обязательно с золотом). Появляется китайская тема в интерьерах (лаковые кабинеты). Камины становятся маленькими (не главными в интерьере). Основные черты построек – асимметричный лепной рокайльный орнамент и широкое использование зеркал и бронзы. Ордера не применялись. Для украшения стен использовали филенки и живописные панно.

Классицизм (лат. classicus – образцовый). Сложился в середине ХVII в. во Франции, а через столетие распространился в Европе. Классицизм обращен к античному наследию, выражал идею могущества власти. Ордеру возвращается его конструктивное значение. Архитектура королевских дворцов-резиденций становится открытой (Лувр в Париже). Основные черты построек – четкость и геометризм форм, логичность планировки, арочные окна, сочетание гладкой стены с ордером и сдержанным декором, статуи на крышах, символы власти в орнаменте (Дом Пашкова в Москве), сочетание белого и желтого цветов, анфиладность построения интерьеров. В декоре появляются треножники, лиры, рога изобилия, химеры, гирлянды из фруктов, венков, цветов, на потолке – белая лепнина, над дверями – карнизы.

Ампир (фр. empire – империя) появился в начале ХIХ в. в период империи Наполеона I во Франции. Ампир завершил развитие классицизма, это его последняя стадия. Ампир выражал идеи величия государственной власти. Опора на художественное наследие императорского Рима, древнегреческой архаики, Древнего Египта помогала воплотить идею государственного могущества императора и воинской силы. Основные черты построек – массивность форм, подчеркнутая монументальность, контраст богатого декора на основе военных эмблем и приставных колонн на фоне нейтральной поверхности стены, орнамента.

Эклектика как направление сформировалось с середины ХIХ века. Суть стиля заключается в механическом соединении разнородных, часто противоположных принципов, теорий, художественных элементов в одном интерьере. Эклектика – это сочетание композиционных приемов одного стиля с декоративными формами другого. Очень часто это приводит к рождению чего-то третьего, качественно отличного от того и другого. Жажда нового вызвала возвращение к старому – к тому, что было популярным в ХVIII, ХVII и даже ХIV веках. Развился так называемый историзм – подражание уже существовавшим ранее стилям. Историзм использовал в качестве стилей готику, ренессанс, классицизм, барокко рококо и др.
В русле историзма в конце ХIХ и начале ХХ вв. получил распространение неоклассицизм. Архитекторы обращались к классической традиции как античной, так и эпохи Возрождения, классицизма, стремились выявить общий художественный характер архитектуры, свойственные ей общие композиционные и пластические особенности.

Модерн (ар нуво, югендстиль, сецессион) – распространился в Европе и Америке в конце ХIХ и начале ХХ вв. как реакция на эклектику. Модерн вернулся к органичности структуры здания, его эстетика опиралась на новые строительные материалы и конструкции (бетон, металл, стекло, керамика), красота форм отражала гармонию функции, конструкции и эстетики. Модерн отвергал исторические формы, искал новую орнаментику. Наибольшего расцвета достиг в тех странах, где раньше блистал барокко. Основные черты построек – декоративный ритм гибких текучих линий, стилизованный растительный узор, извивающийся рисунок на основе плавно текущей линии, изобилие эркеров, веранд, лоджий и балконов, усложняющих форму, керамика, витражи, кованый металл. Свойства построек – асимметричность и динамичность, свободная планировка, символизм и абстрактность форм, принципиальное отсутствие ордера.

Конструктивизм (начало ХХ века) задался целью полностью изменить мир и человека. Он решил расстаться со всеми традициями, чтобы открыть абсолютно новую страницу в истории искусства и архитектуры. Конструктивисты категорически отказавшись от любых образцов прошлого, хотели смоделировать будущее, которое представлялось им как гармония ясных форм. Основные черты построек - простые, прямоугольные формы и объемы без декора, поэтизация инженерного оборудования (антенн, труб, конструкций), активная роль в композиции коммуникационных помещений (лестниц, лифтов, галерей), каркас и железобетонные стены.

Ар деко. В 1925 г. в Париже состоялась Международная выставка современных декоративных и промышленных искусств (Exposition Internationale des Arts Decoratifs Et Industrie is Modernes). После нее термин «ар деко» стал общеупотребительным. Новый стиль был прямым наследником модерна. В ход пошли экзотические материалы: слоновая кость, эбеновое дерево, кокос, перламутр, бамбук, шагреневая кожа, кожа акулы, ската, крокодила, угря. Широко стал использоваться металл в сочетании со стеклом. В отличие от растительных тем модерна, ар деко предпочитал геометрические формы и орнаменты, прямые линии, абстрактные композиции, узоры с восточными и африканскими мотивами. Один из самых распространенных орнаментов – египетский полукруг, символизирующий восходящее солнце. Ар деко смешал взятые у модерна цветы с одолженной у конструктивизма геометрией, добавил к ним страсть к экзотическим материалам и архаичным культурам.

Функционализм возник в 1920-1930-х гг. в Германии и Нидерландах. Он появился после I Мировой войны в Европе в ответ на необходимость решения больших социальных задач, связанных с восстановлением городов и решением жилищной проблемы. Эстетика построек сходна с эстетикой конструктивизма – простые прямоугольные объемы, контраст бетонных наружных стен с большими прямоугольными окнами, отсутствие декора, белый цвет стен, рационализм планировки районов.

Хай-тек (англ. high technology – высокая технология) появился в середине 1960-1970 гг. в Западной Европе и США. Он воспевает техническую мощь современной индустрии, основанной на последних достижениях науки, отражает культ техники и конструкций. В постройках художественно обыгрываются новейшие технологии и материалы – высокопрочная сталь, светоотражающее стекло, пластмассы и др.

Минимализм – появился в середине XX века. Акцентирует примитивность форм, сводя их в основном к геометрическим фигурам. В интерьере культивируются открытые пространства. Все проявления быта тщательно спрятаны. Холодность и недостижимость требуемого совершенства в повседневной жизни делают этот стиль пригодным в большей степени для общественных мест. Минимализм характеризуется отсутствием декора как такового и поиском идеальных пропорций, новых цветовых решений.

Выбор стилевого решения интерьера – это важная задача, т.к. от правильности выбора зависит настроение, комфорт и удобство жизни человека.










 






 




АВТО-МОТО









 

Категория: Дизайн интерьеров | Просмотров: 1372 | Добавил: ossia
Всего комментариев: 0
avatar